Все, что дано нам, может быть и отнято. ( Сеиека) — упражнение для работы со своим страхом на каждый День

vse chto dano nam mozhet byt i otnyato seieka uprazhnenie dlya raboty so svoim strahom na kazhdyj den Страх

Это так. Мы часто не в силах контролировать утраты, причем любые. От кошелька до близкого человека. Можем заботиться, быть внимательными, бережливыми, но потери неизбежны. Кто не терял?

А раз так, то почему бы не подстраховаться?

Что получил, с тем мысленно попрощайся.

Купил телефон, представь, что потерял, скажи ему прощай, можно добавить: «То не великая потеря — теряют больше иногда» (Лопе де Вега «Собака на сене»). Потом можно радоваться, что телефон есть, им можно пользоваться.

Это противоположность утверждению: «Что имеем — не храним, потерявши — плачем». Храним, радуемся тому, что есть, помним о возможности утратить, и если такое происходит, мы готовы — душевно спокойны и не дергаемся.

Любые вещи как приходят, так и уходят, они временны. У некоторых срок службы недели, месяцы, у некоторых годы, результат всегда один ы с ними расстаемся. Разве это новость? Почем уже тогда переживаем из-за того, что обязательно должно произойти, и мы об этом знаем? Просто не готовы. Не подготовили себя, не напомнили, вовремя не подстраховались.

Переживания о вещах вообще недостойны приличного человека.

Сенека говорит о том же: «Помните: ничто, кроме души, недостойно восхищения, а для великой души все меньше нее». Стоит ли печалиться о вещах?

С людьми сложнее. Но расставания также неизбежны, как закат солнца, наступление осени, старость, смерть. Мы привыкаем к близким и любимым людям, и когда они уходят — о ком плачем? И о них, и о себе. Лишения переживать тяжело.

Вся древняя философия, так или иначе, касается вопросов смерти и отношения к ней. Эпиктет считал, что смерти нет: «Смерть не имеет к нам никакого отношения, когда мы живы, смерти еще нет, когда она приходит, то нас уже нет». Значит, не должно быть переживаний и страха. Эпиктету возражали, говорили, что и его близкие друзья умрут. Ответ настоящего философа был прост: «Уйдут, как и все смертные, а кто бессмертен ?»

Философское отношение к уходу близких людей из жизни помогает принять это как данность, как неотъемлемое условие самой жизни.

Каждый день — это прожитая жизнь, вечером мы завершаем жизнь сегодняшнего дня, как бы умираем. Сенека наставлял своего племянника Луиилия: «Кто сказал «прожита жизнь», тот каждое утро просыпается с прибылью». Просто кто-то не просыпается. Это надо осознать.

Душевное спокойствие свойственно не только великим философам, но и людям думающим, готовым воспринимать жизнь как реальность, в которой нам много дано, но и все может быть отнято. Важно самому прийти к этой мудрости, тогда потери легки, а жизнь прекрасна.

 

Источник:

Пичугин В.Г. — Мудрость страха (Психологический практикум) — 2013

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Психология человека
Добавить комментарий