Но что делать, если страхи у ребенка уже есть?

no chto delat esli strahi u rebenka uzhe est Страх

Изложу некоторые особенности работы с детскими страхами.

1.    Спокойствие взрослых, отсутствие повышенной тревожности — основа работы со страхами детей. Тут работает простая истина, дети копируют поведение родителей, в том числе реакцию на те или иные события. Они легко обучаются бояться, тревожиться, беспокоиться. Однако дети также естественным образом от родителей перенимают пример спокойного делового отношения к возникающим трудностям и непростым ситуациям. Например, если ребенок упал, при этом мама с испуганным лицом не бросается ему на выручку, а спокойно и приветливо предлагает подняться самостоятельно, то ребенок понимает, что ничего страшного не произошло, надо вставать. Падать не страшно, страшно из каждого падения делать трагедию.

2.   Родители, кроме естественного внушения спокойного реагирования, могут и обязаны внушать, прививать детям смелость, бодрость, энергичность. Например, обливаться холодной водой страшновато, но папа смелый, он это делает, причем радостно и весело. Ребенок видит, что это хорошо, он может присоединиться, а может выразить неудовольствие — вода-то холодная. В этом случае родителям правильно не просто подавать пример, а медленно и методично приучать к закаливанию, рассказывая и показывая, что бояться нечего, можно смело привыкать к здоровому образу жизни.

3.   Нельзя пугливых детей высмеивать за их страхи. Во-первых, это не поможет ребенку правильно относиться к своему страху, ведь он для него серьезная проблема, во-вторых, высмеивание может вызвать как усиление страха, так и появление новых, в-третьих, ребенок может закрыться и остаться один на один со своим страхом.

4.   Нельзя использовать детский страх для того, чтобы добиться от ребенка нужного родителям поведения. Родители часто говорят: не будешь есть…, а дальше пугают ребенка именно тем, чего он больше всего боится. Так прививается привычка делать что-либо только из-за страха.

5.   У родителей должно быть единое понимание, чего бояться можно, а чего нельзя. Если мама будет тревожиться изза каждого пустяка и поощрять страх ребенка, а папа, напротив, требовать исключительной смелости, то страхи будут только множиться, а про хорошее воспитание можно забыть, просто не получится.

6.   Неверно игнорировать детские страхи, не замечать их. Действительно, иногда, если специально не замечать и не поощрять некоторые детские страхи, то они проходят сами. Но все равно надо знать, чего боится ребенок. Игнорирование подразумевает, что взрослые либо совсем не замечают страх у ребенка, либо отказываются помогать, поддерживать ребенка в ситуации, когда он испытывает чувство страха.

7.   Нельзя ребенка ругать за его страх. Это может добавить ко всему прочему еще и чувство вины ребенка за свой страх либо усилить его.

8.   «Клин клином вышибают» — не лучший метод работы с детскими страхами. Некоторые родители, например, если ребенок боится темноты, специально сажают его в темную комнату, думая, что это поможет справиться со страхом. Такие действия чаще заканчиваются детской истерикой, иногда потерей сознания как формой защиты о тяжелой психической травмы.

9.   Наказание за страх недопустимо. Будешь бояться — получишь ремня! Последствия такого «воспитания» непредсказуемы. У ребенка нет выхода, он боится и наказания, и самого страха. В этом случае невроз не заставит себя долго ждать.

10. Если самостоятельно не получается справиться со страхами детей, то лучше обратиться к специалисту. Мысль простая : не пытайтесь избавить ребенка от страха, если не знаете как. Можно, конечно, пробовать, экспериментировать, но как ваши усилия отразятся на психике маленького человека, сказать сложно. Есть много способов работы с детскими страхами, но существует масса нюансов и тонкостей, которые знают специалисты, лучше, чтобы эта сложная работа проводилась ими, качественно и эффективно.

Закончу выводом общего правила предупреждения детских страхов.

Чем меньше тревожатся родители, тем меньше страхов у детей. Ребенок боится тогда, когда ему это позволяют взрослые, поощряют развитие страхов своим примером, поведением в различных ситуациях. Думаю, что это основная причина появления многочисленных страхов у детей. Есть, конечно, и другие, но всегда проще начинать с себя. Профилактика и предупреждение детских страхов — это спокойное, уверенное, доброжелательное поведение родителей, которое будет наглядным примером для ребенка, инструкцией, чего бояться надо и правильно, а что страшным не является.

Источник:

Пичугин В.Г. — Мудрость страха (Психологический практикум) — 2013

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Психология человека
Добавить комментарий