Манипуляция людьми

manipulyaciya ljudmi Психология управления

Различные способы и техники манипуляции людьми широко используются в деловом общении, в дискуссиях, обсуждениях, при ведении деловых переговоров. Именно поэтому для достижения успеха в самых различных областях, необходимо быть знакомым с различными методами манипуляции в общении, что обычно помогает избегать обидных ошибок и добиваться планируемых результатов.

Манипуляции в общении

Примером манипуляции людьми при общении может служить так называемое «реферирование», которое представляет собой краткое переформулирование вопросов и утверждений. Манипулятор высказывает вроде бы ту же мысль, но другими словами. Однако его слова, хоть и не являются ложью, но полностью смещают акценты. В итоге смысл сказанного  постепенно сводится к тому, который и нужен тому, кто пытается осуществить манипулирование людьми. Так можно переформулировать любой довод, любой аргумент, каждый вопрос и каждое утверждение, практически полностью изменив тему обсуждения и приведя её к неожиданным для своего собеседника выводам. Пересказыванию с авторской доработкой подлежат также промежуточные звенья переговорного процесса: позиция сторон, содержание выступлений, выводы и т.д.

Другим примером манипуляции в общении является подчинение пространства. Вы наверняка встречали таких начальников, у которых все стены кабинета завешаны собственными грамотами, дипломами, наградами, а сам он сидит на конце своего стола в высоком кресле, словно на троне. Соответственно, Вы пришли к нему без дипломов и медалей, к тому же пришлось сесть в низкое кресло, а может ещё и не особенно удобное. Даже способ расстановки мебели и цветовые сочетания могут оказывать морально-психологическое давление на того, кто входит в помещение, где хозяин пользуется манипуляциями в общении.

Техники манипуляции

Вывести собеседника из равновесия — излюбленная техника манипуляции. Манипулятор похож на энергетического вампира, Ваше возбуждённое состояние доставляет ему радость. Обычно тот, кто хочет оказать в процессе общения воздействие на противника, стремится вызвать раздражение у того, кем он хочет манипулировать. Чем больше оппонент выйдет из себя, тем больше у него шансов попасть под влияние, поскольку на эмоциональном фоне он рискует сказать что-то неразумное и невыгодное для себя. А может даже опуститься до оскорблений, чем заслужит порицание.

Как же вызывается обычно раздражение? Либо прямым принижением собеседника, либо с помощью иронии, намёков, скользких шуток, улыбок, слов с двойным смыслом. При такой технике манипуляции подчёркивается неосведомлённость собеседника в какой-либо области, намекается на его необразованность, некомпетентность и т.п. Очевидно, что такая тактика манипуляции в общении преследует цель уйти от сути проблемы и перейти на личность собеседника.

Другим способом манипуляции в общении является техника самовосхваления. Это из того же ряда, что и принижение собеседника, только делается намёком: «я — царь, ты — холоп», «я — начальник, ты — дурак». Используя эту технику манипуляции, человек усиленно подчёркивает своё высокое положение, свой опыт решения каких-то сложных вопросов, он употребляет фразы типа: «Прежде чем давать советы, Вам бы научиться…». Для этой техники характерны такие внушающие жесты и выражения, подчёркивающие нарочитую «открытость» авторитетного человека: «Я Вам скажу честно и откровенно…», «Могу Вам заявить со всей ответственностью…» и т.д. Ещё один излюбленный приём склонных к самовозвышению — с авторитетным видом выделять некую свою мысль, на фоне которой меркнет смысл всего остального.

Как бороться с таким собеседником? Подыграйте его показному величию. Похвалите его за проницательность. Но постарайтесь ненавязчиво перевести беседу на ту тему, которая, по Вашим планам померкнуть  никак не должна.

Способы манипуляции

Как уже было сказано выше, техники и способы манипуляции весьма разнообразны. И применяются они в зависимости от конкретной ситуации, от поставленных целей, от характера противоположных сторон. Так одним из способов манипуляции является использование собеседником большого количества неизвестных оппоненту терминов. Если манипулятор почувствует скованность собеседника, он засыплет его незнакомыми словами и запутает. Для верности он сначала бросает пробный камень, ввернув в разговор какой-нибудь синхофазотрон. Если его речь обращена к Вам, не теряйтесь, не размышляйте слишком долго, переспрашивайте. Его цель — не только сбить Вас с толку, ему необходимо ещё и произвести впечатление особо умного и образованного. Не надо бояться признания того, что Вы не знакомы с узкоспециальной терминологией из какой-то сферы, не входящей в Вашу компетенцию. Манипулятор может усугублять Ваше непонимание тем,что говорит быстро или слишком медленно, будто тщательно подбирая слова, забалтывает Вас чередой мыслей, сменяющих одна другую. Обратите внимание:употребление терминов из незнакомой Вам области несомненно является способом манипуляции Вами, когда это делается для усложнения переговоров и с целью психологического давления.

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Психология человека
Добавить комментарий