Какой страх может возникнуть у ребенка?

kakoj strah mozhet vozniknut u rebenka Страх

Может быть, лужи, или маминого громкого голоса, или наказания. Но вряд ли мальчик станет после такого воспитательного воздействия послушным и любящим сыном. Когда мама внушает страх, пусть даже с хорошими намерениями, например защитить от возможной простуды, то она в ответ получит, скорее всего, протест, непослушание, месть.

Видел и другую картину.

Ноябрь, лужи затянулись хрупким льдом, который хочется расколоть, посмотреть, как выступит в образовавшейся трещине вода. Это обычная детская забава, интересно же! Мальчик лет пяти, пока мама разговаривала с подругой, такую лужу нашел. Она его манила возможностью исследования, что там подо льдом, насколько он прочный, выдержит, если наступить?

Мама оторвалась от разговора, когда увидела, что ребенок приступил к самообразованию. Он осторожно ногой наступал на лед и слушал слабый хруст под ботинком. Исследование прочности осеннего льда прервалось воплем рассерженной мамы: «Отойди сейчас же!>> Но она далеко, а лужа рядом.

Ребенок мысленно прикинул, что пока мама добежит, он успеет закончить свое исследование. Тем более что мама не торопилась бежать, она была большая и уставшая, поэтому просто кричала. Но это никак не мешало мальчику продолжить наступать на лед.

Внезапно из-за угла дома нарисовался папа. Он радостно предложил малышу:

— Хочешь на середину?

-Да, — ответил сын, видя добродушное состояние отца.

Папа поднял ребенка и поставил на хрупкий лед посреди замерзшей лужи. Мальчик расплылся в широкой улыбке. Получил, чего хотел. Но вот лед под ногами затрещал, и малыш прочно встал двумя ногами на дно лужи. Она была неглубокой, но холодная вода все-таки затекла в ботинки.

Мальчик не знал, как себя правильно чувствовать в этой ситуации. С одной стороны, он хотел в лужу, с другой — вода- то холодная! В этой ситуации выход один — посмотреть, как реагирует взрослый, получить у него подсказку.

Папа с улыбкой смотрел на малыша. И спросил:

— Нравится?

Ребенок понял, что все нормально, в этой ситуации надо улыбаться, и с натянутой улыбкой ответил:

— Нравится….

После чего отец вытащил ребенка из лужи и спокойно понес домой, менять ботинки.

Папа внушил — лужа не страшна, все нормально, а то, что мокро и холодно — мальчик понял сам. Он это уже никогда не забудет. И в следующий раз, когда подойдет папа, малыш

будет осторожней в своих желаниях, ведь они могут тут же сбыться. Это очень стимулирует мышление.

Да, когда папа проносил ребенка мимо мамы, то она попробовала изобразить беспокойство:

— Что, замерз? Простудишься!

На что папа ответил:

— Сейчас под горячей водой погреем, полотенцем разотрем, это закаливание.

Ребенок спокоен, какие могут бьпь страхи? Папа уверен, что бояться нечего, значит, все хорошо.

Тревожные родители часто транслируют свои страхи детям. В приведенных примерах мама боится за здоровье ребенка: а вдруг простудится? Это страшно, поэтому надо бояться. Чем больше таких и подобных внушений, тем больше тревоги и страхов у детей.

Есть одно важное «но».

Часто именно родители учат детей бояться, и иногда это оправдано. Своего богатого опыта у маленького ребенка еще нет, и если он не будет бояться попасть под машину, переходя улицу, то слишком высока вероятность, что ДТП произойдет. Внушать страх, который оберегает, полезно. Только не надо слишком усердствовать, чтобы у ребенка не развилась фобия вместо естественного опасения перед быстро движущимся транспортом. Опасаться и знать правила дорожного движения надо, панически бояться и никогда не подходить к дороге — это лишнее.

Как еще дети приобретают лишний и никому не нужный страх?

Дети сами учатся бояться.

Например, творчески придумывают себе страхи и с удовольствием боятся сами, а также пугают окружающих. Например, сообщают родителям, что в шкафу живет волк. Сначала это может быть игра, развлечение, но со временем, заигравшись, ребенок начинает верить, что волк действительно живет в шкафу и он страшный. Особенно легко это получается, когда бояться становится выгодно. Родители проявляют больше внимания, сидят и читают книги, пока ребенок не уснет, ведь он один боится оставаться в комнате, когда в шкафу сидит волк. Тем самым родители поддерживают и подкрепляют придуманный страх ребенка.

Поняв, каким образом страхи могут развлекать и быть полезными, дети начинают их создавать, коллекционировать и беречь.

Например, страшно вечером засыпать одному, поэтому родители должны до изнеможения читать сказки. Потом страшно одному спать, поэтому надо ложиться с папой и мамой, чтобы один читал, а другая за руку держала. Далее, эту одежду носить не буду, она «кусается», туда не пойду, там страшно, это делать не буду — боюсь. Дети становятся пугливыми и тревожными, особенно, когда это гарантирует повышенное внимание родителей.

Еще детские страхи формируются с помощью запечатления, внезапно, непроизвольно.

Такое случается. Например, если на ребенка из-за угла выпрыгнет собака, то, в зависимости от обстоятельств, может возникнуть фобическая реакция на всех собак, а может и не возникнуть. Это как повезет.

Был такой случай. Мужчина очень боялся бабочек. Здоровый мужик при виде безобидной «шоколадницы» или «капустницы» начинал метаться и пытался спрятаться. Когда стали разбираться, откуда появилась такая фобия, то выяснили. В детстве мальчику очень нравилась передача «В мире животных», однажды он смотрел очередной выпуск, сидя близко к телевизору. Передача была про бабочек, которых показывали под большим увеличительным стеклом. Ребенок отвлекся от телевизора, а потом неожиданно взглянул на экран. Он увидел огромное животное, которое запечатлелось у него как внутренняя картинка огромной трехметровой бабочки с длинными усами и шестью ногами, которые шевелились. Эта внутренняя картинка потом появлялась, когда на улица случайно пролетала настоящая бабочка, мгновенно в кровь выбрасывался адреналин, что проявлялось в двигательной активности, желании скрыться, убежать от летающего насекомого. Это типичная фобическая реакция.

Отдельно следует сказать о сказках, фильмах, игрушках.

Плохие произведения могут вызывать как обычные страхи, так и сильные фобии. Особенно, когда родители рассказывают какой-нибудь ужас в красках, лидах, с интонацией. Потом еще пугают страшным мифическим персонажем, который обязательно придет и заберет ребенка, если тот не будет есть кашу.

Некоторые игрушки, которые издают громкие резкие звуки, также могут быть источником фобии. Видел куклу, которая при падении начинает истошно орать, очевидно, в нее вмонтирован мощный динамика усилителем. Я не знал особенностей этой игрушки, случайно задел ее ногой и уронил, после того, как она заорала, я чуть не потерял дар речи. Когда спросил у мамы девочки, которой подарили такую куклу, как ребенок реагирует на резкий, дикий вой игрушки, мама меня поразила ответом. Она сказала, что ребенок с куклой не играет — боится, но если плохо себя ведет, то мама пугает, что положит спать вместе с ужасной куклой. В принципе, меня тоже можно напугать такой перспективой. Случайно ночью заденешь игрушку, и заикание на всю жизнь обеспечено.

Детей о таких игрушек спасает только позитивное мировосприятие, когда в неизвестном и пугающем можно разглядеть интересное и что-то новое. А если у ребенка восприятие преимущественно негативное, то куча страхов ему гарантирована.

Источник:

Пичугин В.Г. — Мудрость страха (Психологический практикум) — 2013

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Психология человека
Добавить комментарий