Может быть, лужи, или маминого громкого голоса, или наказания. Но вряд ли мальчик станет после такого воспитательного воздействия послушным и любящим сыном. Когда мама внушает страх, пусть даже с хорошими намерениями, например защитить от возможной простуды, то она в ответ получит, скорее всего, протест, непослушание, месть.
Видел и другую картину.
Ноябрь, лужи затянулись хрупким льдом, который хочется расколоть, посмотреть, как выступит в образовавшейся трещине вода. Это обычная детская забава, интересно же! Мальчик лет пяти, пока мама разговаривала с подругой, такую лужу нашел. Она его манила возможностью исследования, что там подо льдом, насколько он прочный, выдержит, если наступить?
Мама оторвалась от разговора, когда увидела, что ребенок приступил к самообразованию. Он осторожно ногой наступал на лед и слушал слабый хруст под ботинком. Исследование прочности осеннего льда прервалось воплем рассерженной мамы: «Отойди сейчас же!>> Но она далеко, а лужа рядом.
Ребенок мысленно прикинул, что пока мама добежит, он успеет закончить свое исследование. Тем более что мама не торопилась бежать, она была большая и уставшая, поэтому просто кричала. Но это никак не мешало мальчику продолжить наступать на лед.
Внезапно из-за угла дома нарисовался папа. Он радостно предложил малышу:
— Хочешь на середину?
-Да, — ответил сын, видя добродушное состояние отца.
Папа поднял ребенка и поставил на хрупкий лед посреди замерзшей лужи. Мальчик расплылся в широкой улыбке. Получил, чего хотел. Но вот лед под ногами затрещал, и малыш прочно встал двумя ногами на дно лужи. Она была неглубокой, но холодная вода все-таки затекла в ботинки.
Мальчик не знал, как себя правильно чувствовать в этой ситуации. С одной стороны, он хотел в лужу, с другой — вода- то холодная! В этой ситуации выход один — посмотреть, как реагирует взрослый, получить у него подсказку.
Папа с улыбкой смотрел на малыша. И спросил:
— Нравится?
Ребенок понял, что все нормально, в этой ситуации надо улыбаться, и с натянутой улыбкой ответил:
— Нравится….
После чего отец вытащил ребенка из лужи и спокойно понес домой, менять ботинки.
Папа внушил — лужа не страшна, все нормально, а то, что мокро и холодно — мальчик понял сам. Он это уже никогда не забудет. И в следующий раз, когда подойдет папа, малыш
будет осторожней в своих желаниях, ведь они могут тут же сбыться. Это очень стимулирует мышление.
Да, когда папа проносил ребенка мимо мамы, то она попробовала изобразить беспокойство:
— Что, замерз? Простудишься!
На что папа ответил:
— Сейчас под горячей водой погреем, полотенцем разотрем, это закаливание.
Ребенок спокоен, какие могут бьпь страхи? Папа уверен, что бояться нечего, значит, все хорошо.
Тревожные родители часто транслируют свои страхи детям. В приведенных примерах мама боится за здоровье ребенка: а вдруг простудится? Это страшно, поэтому надо бояться. Чем больше таких и подобных внушений, тем больше тревоги и страхов у детей.
Есть одно важное «но».
Часто именно родители учат детей бояться, и иногда это оправдано. Своего богатого опыта у маленького ребенка еще нет, и если он не будет бояться попасть под машину, переходя улицу, то слишком высока вероятность, что ДТП произойдет. Внушать страх, который оберегает, полезно. Только не надо слишком усердствовать, чтобы у ребенка не развилась фобия вместо естественного опасения перед быстро движущимся транспортом. Опасаться и знать правила дорожного движения надо, панически бояться и никогда не подходить к дороге — это лишнее.
Как еще дети приобретают лишний и никому не нужный страх?
Дети сами учатся бояться.
Например, творчески придумывают себе страхи и с удовольствием боятся сами, а также пугают окружающих. Например, сообщают родителям, что в шкафу живет волк. Сначала это может быть игра, развлечение, но со временем, заигравшись, ребенок начинает верить, что волк действительно живет в шкафу и он страшный. Особенно легко это получается, когда бояться становится выгодно. Родители проявляют больше внимания, сидят и читают книги, пока ребенок не уснет, ведь он один боится оставаться в комнате, когда в шкафу сидит волк. Тем самым родители поддерживают и подкрепляют придуманный страх ребенка.
Поняв, каким образом страхи могут развлекать и быть полезными, дети начинают их создавать, коллекционировать и беречь.
Например, страшно вечером засыпать одному, поэтому родители должны до изнеможения читать сказки. Потом страшно одному спать, поэтому надо ложиться с папой и мамой, чтобы один читал, а другая за руку держала. Далее, эту одежду носить не буду, она «кусается», туда не пойду, там страшно, это делать не буду — боюсь. Дети становятся пугливыми и тревожными, особенно, когда это гарантирует повышенное внимание родителей.
Еще детские страхи формируются с помощью запечатления, внезапно, непроизвольно.
Такое случается. Например, если на ребенка из-за угла выпрыгнет собака, то, в зависимости от обстоятельств, может возникнуть фобическая реакция на всех собак, а может и не возникнуть. Это как повезет.
Был такой случай. Мужчина очень боялся бабочек. Здоровый мужик при виде безобидной «шоколадницы» или «капустницы» начинал метаться и пытался спрятаться. Когда стали разбираться, откуда появилась такая фобия, то выяснили. В детстве мальчику очень нравилась передача «В мире животных», однажды он смотрел очередной выпуск, сидя близко к телевизору. Передача была про бабочек, которых показывали под большим увеличительным стеклом. Ребенок отвлекся от телевизора, а потом неожиданно взглянул на экран. Он увидел огромное животное, которое запечатлелось у него как внутренняя картинка огромной трехметровой бабочки с длинными усами и шестью ногами, которые шевелились. Эта внутренняя картинка потом появлялась, когда на улица случайно пролетала настоящая бабочка, мгновенно в кровь выбрасывался адреналин, что проявлялось в двигательной активности, желании скрыться, убежать от летающего насекомого. Это типичная фобическая реакция.
Отдельно следует сказать о сказках, фильмах, игрушках.
Плохие произведения могут вызывать как обычные страхи, так и сильные фобии. Особенно, когда родители рассказывают какой-нибудь ужас в красках, лидах, с интонацией. Потом еще пугают страшным мифическим персонажем, который обязательно придет и заберет ребенка, если тот не будет есть кашу.
Некоторые игрушки, которые издают громкие резкие звуки, также могут быть источником фобии. Видел куклу, которая при падении начинает истошно орать, очевидно, в нее вмонтирован мощный динамика усилителем. Я не знал особенностей этой игрушки, случайно задел ее ногой и уронил, после того, как она заорала, я чуть не потерял дар речи. Когда спросил у мамы девочки, которой подарили такую куклу, как ребенок реагирует на резкий, дикий вой игрушки, мама меня поразила ответом. Она сказала, что ребенок с куклой не играет — боится, но если плохо себя ведет, то мама пугает, что положит спать вместе с ужасной куклой. В принципе, меня тоже можно напугать такой перспективой. Случайно ночью заденешь игрушку, и заикание на всю жизнь обеспечено.
Детей о таких игрушек спасает только позитивное мировосприятие, когда в неизвестном и пугающем можно разглядеть интересное и что-то новое. А если у ребенка восприятие преимущественно негативное, то куча страхов ему гарантирована.
Источник:
Пичугин В.Г. — Мудрость страха (Психологический практикум) — 2013