загрузка...

загрузка...

Деловой стиль речи

Тот, кто владеет деловым стилем речи, может влиять на других людей более эффективно. Когда люди слушают, вольно или невольно обращают внимание не только на смысл сказанного, но также на выразительность речи и то, как она произносится. Правильные: интонация голоса, скорость речи, паузы в словах способны усилить приводимые приводимые на деловых переговорах доводы, неправильные — свести их на нет. Это особенно актуально, когда используете искусство убеждать или другие методы делового общения. Именно выразительность речи – это тот инструмент, который может помочь в достижении целей, какими бы сложными и трудными не казались предстоящие переговоры с вашими оппонентами.

Давайте рассмотрим, что необходимо для делового стиля речи, который является основой нашего взаимодействия. Собеседник, который умеет выбирать и использовать различные средства выразительности речи, подбирать оптимальную интонацию голоса и скорость при разговоре, воспринимается как человек, владеющий ситуацией. Интенсивность же, как средство выразительности речи, может меняться: целесообразно для лучшего восприятия наиболее важные куски фразы (части сообщаемой информации) выделять, произнося чуть громче. Имейте в виду, что, если вы будете вести беседу слишком громко, у собеседника появится желание дистанцироваться, держаться на расстоянии — для начала на таком, с которого ему комфортнее вас слушать. Обычно люди говорят громко, когда не уверены,   что   при  более тихой   речи   их   будут слушать. Такой человек воспринимает сам тихую речь как признак неуверенности, нерешительности. Однако бывают и исключения: люди, у которых просто очень эмоциональная, нередко, с весёлым тоном и красочной лексикой, манера говорить. Таков их стиль самовыражения. Обычно им удается создать вокруг себя атмосферу доверительности, несмотря на живость и громкость.

Выразительность речи

Выразительность речи придают также паузы в словах. Как воспринимается человек, который бубнит что-то монотонно, с одинаковой интонацией без перерывов? С ним очень быстро станет скучно, мы перестанем воспринимать то, что он пытается до нас донести. Высказывания тарахтящего человека, у которого отсутствует всякая выразительность, станут для нас звуковым фоном. Паузы в словах помогают управлять скоростью речи, тоном переговоров, дают шанс включить в беседу собеседника именно тогда, когда это наиболее удобно, подчеркнуть какую-либо важную мысль, придать многозначительность конкретной фразе.

Паузы в словах

Однако паузы в словах могут быть и средством манипуляции делового стиля речи. Например, вы задали вопрос. Прежде чем ответить, вас молча окидывают взглядом и только тогда отвечают,  а затем просто молчат или отворачиваются. С другой стороны, задав вопрос и продолжая говорить, не дождавшись ответа, можно исключить собеседника из процесса принятия решений, дав ему тем самым понять, что его мнение не так уж и важно. Это тоже определённый стиль делового общения, которым многие умело пользуются. Когда задан главный вопрос — например, сколько продавец квартиры готов уступить в цене, — а тот, кому он адресован, держит паузу, важно дождаться ответа, не дав ему уклониться от него. Известны случаи, когда сделка затягивалась только потому, что представителям одной из сторон удавалось «уболтать» другую сторону и оттянуть время до момента, когда вопрос уже становился некорректным или неуместным (подскочили цены, нашелся еще один потенциальный покупатель, не осталось других подходящих вариантов на покупку, изменились в большую сторону процентные ставки по банковским кредитам и т. п.).

Не стоит воспринимать затянувшуюся паузу как угрозу спокойным переговорам. Процесс принятия решений часто непрост, он требует взвешенности, порой довольно долгих раздумий, проверки информации и т. д. Я знаю одного сотрудника отдела продаж солидной фирмы, который, при всей своей компетентности, иногда излишне много говорит. Когда у нас случались совместные сделки, мне приходилось, зная по опыту этого человека, напоминать ему заранее, чтобы он постарался выдерживать паузы после моих вопросов. Мне нужно было, чтобы подумали и высказали конкретные предложения наши клиенты, а не чтобы разговор утонул в рассуждениях коллеги о деталях. Он же утверждал, что своими паузами в словах я подчеркиваю собственную роль в переговорах (хотя чего ее подчеркивать, если и так все ясно). «Зачем ты сталкиваешь людей лбами?» — спрашивал коллега. «Я просто привожу их к конкретному моменту, когда они должны договориться, назвав точные цифры. Без этого мы просто не можем действовать дальше».
За неумением держать паузу в словах обычно скрывается внутренняя тревожность и неуверенность партнёра. И наоборот, наличие многозначительных пауз характерно для людей властных, очень уверенных в себе. Парадоксально, но и первым, и вторым требуется моральная поддержка, подтверждение их важности и чувства превосходства над другими.

Скорость речи

Несколько замечаний о скорости речи. У каждого она своя. Как и другие средства выразительности речи, это очень индивидуально. Многое зависит от характера и настроения, от делового стиля речи. Если вы намереваетесь повлиять на конкретного человека, вам нужно  не только позаботиться о выразительности речи, но и уметь  подстраиваться  под  его разговорный темп. Если медлительному человеку что-то тараторить во время пауз в его монологе, он станет долго обдумывать то, что ему сообщают, и разговор еще более замедлится. Если перебивать слишком живую и многословную тираду и говорить медленно, договорить вы не успеете, потому что вас могут не дослушать или во время проговаривания последних трех слов мысленно уже заготовят сто своих фраз. Какой же будет оптимальная скорость речи? Пожалуй, все зависит от ситуации и от того, с кем и о чем идёт диалог. Солидность своей персоны или важность момента люди подчеркивают медленным, веским произнесением словосочетаний с низкой скоростью речи. Эмоциональность и легкость в общении, а также некоторая поверхностность ассоциируются, скорее, с быстрой скоростью речью. Представьте, например, что ведущий молодежного канала MTV нахмурился и заговорил медленно и веско. А президент страны обратился по радио к народу, выпаливая сто слов в минуту. И как, по-вашему, изменился рейтинг того и другого?

Интонация голоса

Что касается интонации голоса, сильно влияющей на выразительность и стиль речи, то она помогает выделить в произносимой фразе то, что является в ней самым важным. Вы сидите за столиком кафе с деловым компаньоном и за чашкой чая обсуждаете, в какой проект выгоднее инвестировать. Вы отстаиваете свою идею, которая кажется вам самой верной, но партнер выбирает между ней и еще двумя проектами. Попробуйте произнести одну и туже фразу с различной интонацией голоса, делая акцент на разных словах: «Мне представляется, что вложения в реконструкцию центра быстрее окупятся и принесут доход». Какие слова вы бы выделили голосом в этой беседе? Или, может быть, не одно, а несколько слов? А если у вас в руках цифры? Тогда можно вообще сказать по-иному: «Вот расчеты по нашим затратам и будущим доходам. Из них следует, что затраты, а они немалые, окупятся уже через пять лет». А после паузы добавить: «По сделанным по той же схеме расчетам, остальные варианты инвестирования дадут прибыль не ранее чем через семь—десять лет». Поэкспериментируйте со смысловыми ударениями в этих или других выражениях, и вам станет понятной роль интонации голоса в деловом стиле речи.

Будьте внимательны,  если собеседник вдруг резко меняет интонацию голоса. Вероятно, вы задали ему вопрос, который для него «неудобен», и он нервничает, отвечая на него. Может быть, человек не согласен с тем, что вы утверждаете. Или что-то обдумывает, или пытается скрыть... В любом случае, если вся беседа шла в неторопливом ритме, а потом кто-то стал повышать голос и (или) тараторить, здесь что-то не так. Бывает и наоборот: перебивая друг друга, каждый спешил высказаться и убедить другого, а потом в беседе повисла пауза. Разговор наверняка стал тяжелым для собеседников либо информация одного из них шокировала другого.

 

загрузка...